30 мар. 2017 г.

Житомирский караванинг 2016. В поисках Усадьбы Злотницких в Ружине

После Андрушевки мы направились в Ружин. Проехав немало километров, пора было пополнить топливные запасы. По дороге к заправке в Ружине находится  Церковь Евангелиских Христиан-Баптистов.




Несмотря на то, что посёлок небольшой, он имеет богатую историю.

Краткая справка:

Поселок Ружин - райцентр на р. Роставица между Сквирой и Казатином. Известен с 1071 г. как Скоргородок. После многоло-татарского нашествия восстановлен под именем Щербов. В 1569 г. эти земли вошли в состав Польши и были подарены королем Стефаном Баторием шляхтичу К. Ружинскому, который в 1591 г. переименовал Щербов в Ружин. В 1815 г. граф Калиновский построил костел Пресвятого Тела и Крови Иисуса Христа, сохранившийся до наших дней. В XIX в. в Ружине появилась большая еврейская община - сохранилось здание главной синагоги, которая была резиденцией влиятельного хасидского раввина Исраэля Ружинского. На территории правления местного колхоза находится бывшая усадьба помещиков Челищевых, которая в 1856 г. была продана с молотка помещику А. Злотницкому. По легенде, усадебный дом и костел соединены подземным ходом. На старинной дамбе через речку - водяная мельница (1929 г.).

Визитной же карточкой посёлка является Костел Пресвятого Тела и Крови Иисуса Христа.



Эта башня в Ружине так и осталась не идентифицированной. Но судя по архитектуре имеет богатую историю.


Поиски усадьбы Злотницких, последнего нашего объекта в посёлке, заняла некоторое время. Подъехать возможности не было. А серое здание вдали, утопающее в зелени, никак не было похоже на усадьбу.

Можно было попробовать проехать через территорию местного колхоза, но не у кого было спросить разрешения. Хотя въезд был открыт. Набравшись смелости или наглости (тогда ещё понятно не было), въезжаем на территорию и максимально приближаемся к усадьбе. Идти пешком всё равно пришлось. Но тут появляется работница колхоза и настойчиво, но без агрессии, интересуется появлением большого автомобиля на просторах родного колхоза. Уяснив, что целью экспедиции является некий серый дом, который мы почему-то называем усадьбой Злотницких, а не продукция местного колхоза, женщина предложила дождаться председателя для уточнения подробностей истории посёлка.

Сфотографировать это серое здание оказалось непросто. Точки для съёмки, с которой видно всё здание, из-за обилия зелени просто не было. Выручила панорамная съёмка, но по высоте здание полностью не вошло. Хотя это лучше, чем то, что видел раньше.


Возвращаемся назад, настраиваю навигатор и тут появляется современный аналог колхозной "Нивы" - Сузуки Гранд Витара вместе с председателем! Отъезд выглядел бы как бегство. Идём общаться с председателем!

Хозяин, он же председатель, оказался довольно интересным мужчиной в довольно пожилом возрасте. Чинно и манерно поздоровался, поинтересовался кто, откуда и зачем. Не совсем удовлетворившись ответами, тоже удивился последним "зачем". Председатель всю жизнь прожил в посёлке и половину жизни уже председательствует в местном колхозе. С его слов, усадьбы Злотницких, как таковой, не существует. Она сгорела, а на её месте построен серый дом, который мы видим сейчас. Войдя в азарт, видя, что его слушают, председатель рассказал о истории посёлка. Рассказчик был интересен, жаль, что, из-за несколько скомканного нашим вторжением на чужую территорию знакомстве, это было записано на видео. Особое внимание было уделено периоду коммунаров. Время было интересное, а рассказчик красноречив. 

Более ста лет назад тысячи бедных и малоземельных, но трудолюбивых крестьян в поисках лучшей доли отправлялись за океан, в США и Канаду.

На чужбине они зарабатывали свой горький хлеб, надеясь на возвращение к родному краю с заработанными долларами. Эмигранты из тогдашней Российской империи пытались поддерживать друг друга. Во многих городах Канады и США существовали рабочие кружки и группы. В г. Кливленде (США, штат Огайо) образовалась рабочая группа во главе с Яковом Дудкин. Этот коллектив поддерживал связи со многими подобными объединениями работников. В частности, с канадским кружком рабочих, который возглавлял Павел Сипович. Он действовал в г. Калгари (Канада, провинция Альберта).

Членами этих рабочих групп и кружков были украинцы, белорусы, русские. Их объединяла коммунистическая идея, некоторые из них, как например Я. Дудкин, были членами коммунистической партии США или Украинской социал-демократической партии Канады. Они приветствовали установление советской власти, воспринимая с дальней дистанции ее политику несколько идеализированно. Понимая трудности восстановления разрушенной в результате Первой мировой и гражданской войн экономики и желая помочь, организовали 1921 в Нью-Йорке Северо-Американское общество технической помощи Советской России. Это общество поддержало идею активистов рабоче-фермерских организаций канадского города Виннипег по созданию коммун. Начался сбор средств на приобретение техники, сельскохозяйственных орудий.

Члены коммуны «Новый мир» собрали вместе 23 000 135 долларов. За часть этих денег коммунары купили 5 тракторов марки «Фордзон», 1 молотилку американской системы «Кейс», 3 культиваторы, 3 дисковые плуги, 2 сеялки, 3 сноповязалки, 3 сенокосилки, картофелекопатели, навозоразбрасыватель, 7 плугов и 8 борон, а также оборудования для мельницы, 2 инкубаторы, 2 автомобили-тягачи, дизельный двигатель, плотницкий и столярный инструмент, посевной материал.

18 июля 1922 коммунары со всем приобретенным для хозяйствования загрузились в Нью-Йорке на пароход и после долгой дороги прибыли 23 августа 1922 в Москву. М. Калинин дал распоряжение Московском отдела промышленной эмиграции определить им место для дальнейшего хозяйствования. Правительство УССР направил их в Таращанский уезд. Так как предоставлена земля коммунарам не понравилась, они добились выделения другой. И вот 18 октября 1922 40 семей коммунаров прибыли в Ружин. Им выделили землю имения бывшего владельца, помещика Злотницкого. Короткое время, начальный период советской власти здесь существовал Ружинский семенной совхоз. Но положение его было неудовлетворительным, здания оставались разрушенными. Поэтому передача этого хозяйства коммуне рассматривалась как возможность дать ему вторую жизнь.

Коммунары получили 513 гектаров земли, 20 хозяйственных и жилых зданий, а также дворец помещика. Все нуждалось в ремонте. Одновременно нужно начинать хозяйство. На оставшиеся деньги от переезда, коммунары приобрели 25 лошадей, 2 лошаки 18 коров, 1 быка, 28 телят, 59 свиней, 31 поросенка, 250 штук птицы, 5 пчелосемей. За короткое время отремонтировали здания и 1 марта 1923 начали хозяйственный год. Засеяли 129 гектаров пашни пшеницей, 52,2 га - рожью, 54,6 га - сахарной свеклой, 49 га - клевером. 12,4 га отвели под выращивание овощей. На 76,4 га были: парк бывшего владельца, помещика А. Злотницкого, сад, луг, парники.

Советское руководство рассматривало коммуны как образец коллективного хозяйствования для широких слоев крестьянства. Власть была заинтересована в появлении новых коллективных хозяйств, поэтому поддерживала коммуны. В частности, значительно снизив для них нормы продовольственного налога, освободив от уплаты акцизного налога на топливо. Для тех, кто решил также вернуться на родную землю, был установлен льготный тариф на перевозку грузов из Северной Америки. В наше время грузоперевозки являются неотъемлимой частью большой бизнеса, в частности сборный груз.

В течение 1923 к ружинским коммунарам еще присоединились несколько небольших групп реэмигрантов, которые привезли с собой оборудование для электростанции, станки и сельскохозяйственные орудия. В конце 1923 коммуна «Новый мир» насчитывала 79 сотрудников. Среди них: 52 Украинца, 22 белоруса, 2 поляка, 2 россиянина и один словен. Многие из них прибыли целыми семьями.

Появление коммуны в Ружине принесло пользу и местным жителям. Они могли смолоть зерно на Коммунаровском мельнице, воспользоваться их соломорезку, прачечной, баней, починить обувь и одежду. Неудивительно, что многие жители Ружин и Баламутовка (теперь с. Заречье) хотели вступить в коммуну. Но для этого нужно было внести свой пай - деньгами, инвентарем, скотом. А главное - еще и получить согласие самих коммунаров, которые очень придирчиво рассматривали кандидатуры желающих. Хозяйство коммунаров было многоотраслевым. Кроме зерновых и овощей, также выращивали хмель, лекарственные растения, землянику, бахчевые культуры. Славились коммунары и достижениями в животноводстве. Разводили они племенных лошадей англо-арабской и орловской рысистой пород, свиней - породы «крупная белая английский», коров - пород «красная колонийская» и «белокочанная украинская». Средний надой от коровы составил в 1926 году 3000 кг. Важное место в хозяйстве коммуны занимало птицеводство. В 1927/1928 хозяйственном году коммунары выращивали 10000 кур. При коммуне существовала и пасека, которая насчитывала 33 пчелосемьи. За ними ухаживал пасечник Ефим Гаврилюк. Коммунары начали и рыбное хозяйство, соорудив два новые ставки и устроив рыбопитомник. Действовали при коммуне подсобные хозяйства: хлебопекарня, маслозавод, мастерская по изготовлению черепицы, кузница, слесарная. В то время как советская система экономических отношений практиковала уравниловку в оплате труда, в коммуне «Новый мир» была доплата за перевыполнение производственных норм. Как видим, коммуна имела определенную свободу экономической и социальной деятельности. Существование коммуны в Ружине и добрососедские отношения с коренными жителями, позволили спастись во времена голодомора 1932-1933 гг. По приказу тогдашнего председателя коммуны Артема Ткачука с фермы выдавали молоко всем, кто переживал голод. Благодаря этому никто из Ружина, по свидетельствам старожилов, с голоду не умер.

Примерно так рассказывал наш собеседник, хотя этот текст взят отсюда. Пожав на прощание руки, мы продолжили путешествие.

Путешествуйте!

Комментариев нет:

Отправить комментарий